Идеальный рецепт

Идеальный рецепт

«Все мы вышли из леса» - так обычно говорят о развитие пейнтбола, имея в виду, что игроки традиционно развиваются от развлечения, отдыха, «игры в лесу» до турнирного пейнтбола и спорта. Но если это и верно в отношении игроков, то развитие пейнтбола в целом в России шло, скорее, в обратную сторону. Ибо с того самого первого турнира 7 ноября 1992 года, откуда и пошла  игра по стране, и ещё некоторое время до появления первых крупных клубов и проведения сценарных игр, «русский пейнтбол» больше напоминал турниры. И большинство участников тех событий создавали свои команды - «Рыжие Лисы», «Град», «Русский Легион», «Анарион», «Империя», «Уличные Бойцы», «Русь» и многие другие, часть из которых существует до сих пор, но большинство уже нет. Хотя их основатели и многие игроки не оставляют пейнтбол, и в любой момент могут вернуться к  активной игре, были б созданы условия. Но вот как раз уровень  и мотивация проведения спортивных турниров сегодня вызывает больше вопросов, чем желания принять участие в процессе.

Развитие пейнтбола как спорта ушло далеко от того вида спортивного отдыха и экстремального увлечения для богатых начала-середины 90-ых.  И если сам новый формат, правила, система проведения и прочие составляющие регламента, в общем-то, понятны, то остается неясным, как и для чего делать эти самые турниры.

Можно считать, что просто существуют два формата развлекательного пейнтбола: «Лес» (300 рублей с носа, большая площадка, прокат большинству и за отдельную плату, шары по 2000– 3000 рублей за коробку) и «Спорт» (1000 рублей с игрока, маленькая площадка с большой концентрацией судей, шары по 1200 -2000 и классом выше). При наличии своей площадки для проведения доход,  в целом, одинаковый. И каждый формат имеет свои трудности, плюсы и минусы, но сегодня не об этом - хочется обсудить проведение турниров наиболее близких к большому спорту, «спорту высших достижений». Отнюдь не претендуя на истину в конечной инстанции,  хочется обозначить основные вопросы, которые встанут перед организаторами, и попытаться поискать ответы, которые позволят проводить турниры так, как они и должны проводиться.  Итак….

Вы хотите организовать массовое соревнование, но не знаете с какой стороны подойти?

Самое первое и самое главное, что вам следует сделать – это определить для себя, зачем вам все это нужно. Сформулируйте, ради чего вы затеяли это дело – ради денег, ради славы, для рекламы или просто потому, что Вы больны пейнтболом? Скажу вам откровенно, турниры, как правило, не приносят заработка. Это не означает, что из турнира нельзя сделать выгодный проект, но вам придется вложить много труда, времени и денег, и без всякой гарантии возврата. Так что если вы занялись организацией турнира  ради денег или ради рекламы, вам бы не помешал детализированный бюджет, которому вы будете настойчиво следовать, иначе он стремительно иссякнет. И определите для себя сумму, с которой готовы попрощаться навсегда – иначе разочарование может быть сильнее, чем удовольствие от процесса. 

Следующий шаг – это выяснить, откуда вы возьмете деньги на аренду стадиона, полей и оборудования для игры, заправку, страховку, призы, оплату персонала, обеспечение безопасности, футболки, сувениры и прочее, прочее, прочее. Ваша задача – продать ваше мероприятие  потенциальному спонсору, рекламодателю или зрителям. Потому что, продавая «турнир» участникам вы возвращаетесь к формату 20-и летней давности. Вам понадобятся основательные доводы для спонсоров, чтобы убедить их в том, что им надо работать с вами. Им нужны мотивы, им нужны максимально подробные доводы, объясняющие, почему они должны расходовать на вас свои деньги. Старайтесь использовать демографические данные, например, возраст участников, предварительное количество участников и зрителей, любые возможности освещения вашего мероприятия средствами массовой информации, - все, что может принести прибыль вашему спонсору в случае, если он им станет. Чем более профессионально и подготовлено вы подойдете к вопросу, тем больше у вас шансов заполучить потенциального спонсора.
Обычно  имена спонсоров размещают на флаеры, на футболки, на призы,  на стартовые баннеры и надувные фигуры. Совсем круто разместить логотип спонсора на шарах, которыми будут играть участники, но это требует больших вложений и очень, очень заблаговременного подхода. Делайте все, чтобы повернуть ситуацию в особенно выигрышном свете.  Старайтесь найти одного главного спонсора для большей части стоимости соревнования, а потом собирайте мелких спонсоров для обеспечения.  Если место позволяет,  дайте спонсорам возможность открыть свою витрину или торговую точку, где их персонал представлял бы их собственную продукцию. Еще один совет – не ищите спонсоров только среди компаний, связанных с пейнтболом, откройте глаза, оглядитесь, может, вы найдете кого-то, никак не связанного с нашим видом спорта, кто как раз хотел бы как-нибудь поучаствовать. Не пренебрегайте поддержкой госструктур и бюджетными средствами. 


И помните главное – не бойтесь тратить! Чем дороже Вы сделаете мероприятие, чем больше денег вложите в гарантию показа или размещение в городе информации о турнире – тем больше шансов вернуть вложенное.


Наконец, у вас есть свое представление о мероприятии, есть бюджет и есть ключевые спонсоры. Теперь нужно выбрать место.  В первую очередь стремитесь найти то, что будет удобнее с точки зрения зрителей и спонсоров. И уж только затем  выбирайте хорошую ровную поляну и покрытие. Даже если это выглядит, как будто приоритеты расставлены в обратном порядке, - но ведь если вы не обеспечите комфорт зрителям, они не приедут, а зачем тогда спонсоры станут выделять вам средства? Все равно хорошие команды  всегда будут выступать, а посредственные всегда будут жаловаться! 
Лозунг «сделано пейнтболистами для пейнтболистов» не надо рассматривать как самоцель, поверьте, привлечение зрителей, СМИ и продвижение пейнтбола в регионе, его «презентация» властям и потенциальным потребителям гораздо важнее. И цель как раз в том, чтобы учесть, по возможности, интересы всех.


Не проводите турниры в недорогих, но удалённых и труднодоступных местах. Только стадионы, с удобными трибунами и дополнительной инфраструктурой. С игры «не для себя» и начинается спорт как зрелище и как вид бизнеса.  


Необходимо определиться с форматом турнира и обеспечением судейства. Это, безусловно, означает, что вам понадобится хотя бы 5-6 судей на поле, которые обеспечат необходимый уровень, и ещё столько же, что бы сделать судейство безупречным. Крайне важно, чтобы и судьи, в том числе и Главный судья и  сами игроки понимали, в чем заключаются задачи и цели турнира. В противном случае, к исходу дня раздраженные проигравшие будут иметь претензии к вам. Чем опытнее ваш судейский штат, тем лучше!


Только соревнование в рамках строгих правил и их неукоснительное соблюдение делает спорт спортом. Всё остальное – драка, которую нельзя допустить.


Когда вы выбрали место для мероприятия, вам предстоит получить разрешение от владельцев стадиона или от парков и зон отдыха. Обязательно будьте честны с ними, иначе набьете потом много шишек. Расскажите им, каким вы предполагаете увидеть мероприятие, - и дальше работайте с их требованиями. Поверьте, нет ничего приятного в отмене соревнования или кратном увеличение суммы оплаты за аренду  в самом разгаре только из-за того, что вы соврали, когда делали заявку. 
Следующий ваш шаг – это штат персонала. В него входят водители, охрана, приказчик, установщики, пит-команда  и судьи. В течение дня возникает множество разнообразных дел и обязанностей, так что лучше всего, если у вас будет один человек, который контролировал бы весь процесс. Вам понадобятся люди, бронирующие места и вручающие призы, и сопровождающие спонсоров.  Если вы рассчитываете на порядочную толпу народу, вам понадобится ведущий или ди-джей, кто-нибудь, кто разбирается в тонкостях пейнтбола и будет поддерживать ритм соревнования. Наконец, вам нужно современное поле, табло, система заправки, компрессор, сетка и то, куда, как и на что это установить. Не забудьте о рациях, чтобы вы могли связываться друг с другом, это сильно сэкономит деньги на счетах ваших мобильников. Вышки без растяжек – упадут. Металлический трос тоньше 3 мм – лопнет. В день турнира будет сильный ветер или ливень. 

Одно правило, что бы быть к этому готовым – не идите на компромиссы. Используйте только лучшее и проверенное оборудование. И знайте, работников много не бывает, а обещания друзей помочь чаще всего остаются обещаниями - платите и требуйте выполнения поставленных задач.


Если вы запланировали точки питания или бары, вам необходимо согласие владельца недвижимости, на которой проходит мероприятие. Нередко это бывает запрещено. Старайтесь  предоставить участникам и зрителям и еду, и напитки, обычно достаточно  передвижной лавки с фастфудом и приглашения компании типа Red Bull или Pepsi, которая обеспечивает снабжение напитками. Если вы намерены продавать алкогольные напитки, убедитесь, что вы не нарушаете никаких законов и ограничений и что у вас есть все необходимые разрешения. Это может позволить Вам дополнительно заработать, ну или как минимум обеспечить персонал и участников напитками на время игр. И убедитесь лишний раз, что владелец места проведения  не возражает.
Наконец, не всем нравится сидеть на солнце по 8-12 часов, наблюдая за малопонятной игрой. Помните, к вам соберутся зрители разных возрастов, так что хорошо бы обеспечить интересным занятием всех приехавших. Проведите викторину с призами за конкурсы, это сделает лишнюю рекламу вашим спонсорам, подогреет интерес публики. Подумайте, может быть стоит организовать тир, выставку оборудования, конкурсы талантов, лотереи и другие виды активности для молодежи. Мероприятие может провалиться, если зрителям будет нечего делать. Чем больше времени зрители проведут на вашем мероприятии, тем больше они узнают о ваших спонсорах и о пейнтболе. И тем больше спонсоры поддержат Вас.


Даже если сегодня у нас зрителей почти нет – нужно делать всё так, как будто они есть. Иначе их не будет никогда, и вся ваша затея так и останется одноразовой и бесперспективной. 


И, наконец, вопрос, с которого обычно начинают - как привлечь команды? Заинтересуйте ведущие команды с максимальным рейтингом. Не нужно раздавать скидки и льготы всем – достаточно привлечь сильнейших. Ведь суть спорта – это обыгрывать всё более и более сильных соперников, отстаивая свой город, район или страну. И наличие сильных соперников - один из главнейших стимулов для участия в турнире. Попробуйте создать призовой фонд, это то же подстёгивает интерес к турниру. Хорошо, если турнир входит в одну из рейтинговых серий, но иногда это может и навредить, если потенциальные участники из окрестных регионов выбрали для себя приоритетом посещение других серий. А так же серии могут наложить ряд ограничений и обязательств, которые повлекут дополнительные трудности или расходы. Взвесьте тщательно, прежде чем принять решение, нужно ли вам это сейчас. И будьте уверенны, если турнир сделан правильно, «сами придут, и сами всё предложат». Выбор правильной даты тоже большая часть успешного турнира. Юг ранней весной и поздней осенью на улице – уже привлекательны в стране, где в большинстве регионов в это время идёт снег. Залы зимой – соберут гораздо больше, чем летом. А пересечение с крупнейшими международными сериями не позволит привлечь команды, представляющие там Россию. И, конечно, на турнире должно быть всё, что должно быть на турнире. Идеальное покрытие, но отсутствие сетки, большой ассортимент шаров, но отсутствие мест для размещения, хороший техник, но невозможность принять душ после жарких игр сделают ваш турнир неполноценным. Принцип «ложки дёгтя» работает тут в полной мере - хорошее замечают мало, и считают само самим разумеющимся, а вот минусы бросаются в глаза и будут многократно усиленны обсуждениями после турнира. Так что «всё или ничего» и «репутация создаётся годами – а рушится за одну минуту». Не расслабляйтесь. Но и не забывайте, что «много спонсоров – нужно мало команд, мало спонсоров – нужно много команд», так что неизвестно, что легче найти в наше время.  


Это банально, но готовьте сани летом. Чем больше времени вы уделите организации, чем меньше вопросов оставите на последние часы, чем раньше сумеете анонсировать и разослать пресс-релиз, тем больше шансов на успех. Многие услуги дешевле, если оплачены заранее. 


Итак, у вас есть идеальный рецепт. И все ингредиенты. Но есть ли гарантия, что каша сварится?  Или после первого же турнира, как большинство из тех, кто пытался организовать пейнтбольные мероприятия в России в последние годы, вы опустите руки и, подсчитывая убытки, дадите себе слово больше никогда не лезть в это неблагодарное дело? Откуда мне знать. Это же статья с бесплатными советами в бесплатном журнале. А бесплатный сыр……

Удачи!