От турнира - к серии

От турнира - к серии

В четвертом номере нашего онлайн-журнала я пытался рассказать вам о рецепте идеального турнира. Но нет пределу совершенству, и, добившись успеха в одном, нам тут же хочется двинуться дальше — к новым достижениям. И после хороших турниров следующим шагом станет организация… хорошей серии. Это неизбежно, потому что даже идеально проведённые турниры не столь привлекательны для спортсменов, как регулярные серии с несколькими этапами. Тут много факторов, которые влияют на подобный выбор, и они же во многом определяю успех или неуспех вашй затеи. Попробуем разобрать основные.

Во-первых, необходимо определить на какой уровень подготовки участников вы рассчитываете. Именно от того, будут ли это турниры для только что вставших на спортивный путь вчерашних новичков или для профессиональных команд, во многом зависит, как строить серию и на что обращать внимание прежде всего.

Турниры для новичков. На что смотрят начинающие команды? В первую очередь их интересует стоимость участия, которая складывается из логистики (проезд от дома до места проведения, проживание и т.п) и расходов непосредственно на пейнтбол. Со второй составляющей более менее понятно — отталкиваться лучше всего от привычных новичкам цен, которые им предлагали в пейнтбольных клубах, откуда в большинстве своём и приходят в пейнтбл спортивный. 400-600 рублей за игровой день, шары по 1600 -2100 рублей за коробку. Удорожание можно оправдать наградами, более плотным и более высокого класса судейством, уровнем оборудования места проведения. Но тут очень важно найти «золотую середину» между предлагаемым набором услуг (некоторые из которых новички не оценят по достоинству или вообще посчитают излишними) и ценой участия. А вот с логистикой сложнее. Турнир должен быть как можно «ближе к дому», но не у каждого дома есть в округе достаточное количество соперников. И тут сразу можно выделить уровни игроков, такие как «прокатники» - то есть играющие в основном на выданном оборудование на ваших площадках по спортивным правилам и принципам проведения, и «обстрелянные» - то есть команды из игроков, которые обзавелись своими маркерами и формой. Вторых меньше — и они уже более кастовые. Ибо проводить турниры на прокате можно для всех, как между школами-институтами, так и между, к примеру, представителями СМИ или внутри крупных компаний, перечислять можно бесконечно. Задача тут такая же, как и на обычном корпоративе — получить удовольствие от игры, а вот дополнительно показать другую сторону пейнтбола и дать игрокам почувствовать «вкус победы» и выделить тех, кто захочет играть чаще и более интенсивно - это уже вторичная, но не менее важная задача. Тут очень много зависит от инструкторов и от того, подготовит ли организатор дополнительные средства агитации. Журналы о пейнтболе, буклеты популярных серий, просмотр видео с крупнейших турниров — чем больше будет информации, что есть куда стремиться, тем больше шансов на появление регулярных команд.

Но в любом случае таких команд будет немного и вот уже для них остро встанет вопрос куда поехать для сражений с равными себе противниками. И тут для организатора главное объективно оценивать ситуацию в регионе и найти такое место проведения, до которого будет наиболее просто и недорого добраться. По опыту, удалённость в 1000 км - это тот предел, дальше которого турниры уже воспринимаются как слабо доступные (хотя есть и исключения).  Чем более «столичный» город выбран для проведения — тем удобней будет выбрать способ доставки и тем больше шансов, что цена билетов не будет кусаться. Наиболее дёшево, конечно, выбираться на турниры на микроавтобусе или нескольких личных авотомобилях, но игра «с колёс» неудобна и чревата трамами. И наличие гостиницы недалеко от турнира, где игроки смогут переночевать, так же будет немаловажным фактором.

По идее, в России такие серии нужны проводиться в каждом федеральном округе с периодичностью один турнир раз в 1-2 месяца. Чаще - будет накладно для бюджета участников, реже - будут «остывать» и застаиваться.

Участие опытных игроков в подобных сериях должно регламентирваться. С одной стороны, пара игроков не сделают погоды и тот опыт, который они будут передавать, несомненно, полезен, но игра против заведомо сильнейшего противника новичков скорее отталкивает, чем привлекает. Им хочется сначала показать результат, добиться успеха в борьбе с себе подобными, а потом уже замахиваться на большее. И тут задача организатора  взять на себя роль «фейс контроля», не допустив «избиения младенцев», но и не подталкивая участников всю жизнь вариться в своём котле.

Следующий уровень - всероссийские серии. Тут помимо перечисленных выше факторов наибольшую роль играют статус серии, коммерческая она или спонсорская, наличие достойных противников, дополнительные услуги на турнире. Разберём, о чём идет речь.

Серии официальные - Кубок и Чемпионат России - может проводить только аккредитованная федерация по виду спорта или уполномоченные ей организаторы. На таких серия можно заслужить спортивные звания КМС м МС, что, возможно, будет дополнительным стимулом для посещения. Не факт, что официальные серии будут лучше организованы, скорее, на примере многих видов спорта мы наблюдаем обратную картину, но тем ни менее, статус турнира часто определяет выбор участников. Озаботиться таким статусом необходимо заранее, подав за год заявку на включение в официальный календарь соревнований и заручившись поддержкой местной федерации. Впрочем, если это возможно, это можно и нужно делать для турниров любого уровня, лишним не будет. Большим подспорьем это может стать, если приезжие команды получат компенсацию затрат на проезд и проживание от своих региональных государственных или спортивных структур или у спонсоров, а вы аналогичную помощь получите в виде призов и аренды места проведения.

Все остальные серии (частные) можно разделить на коммерческие и спонсорские. То есть те, которые проводятся на средства участников, или те где участие бесплатно, а возможно есть и призовой фонд, сформированный организаторами за счёт привлечения спонсоров или рекламодателей. В любом случае, наличие большого приза пусть и для 1-3 сильнейших команд будет привлекательным. И не всегда недорогие серии лучше серий, где вступительные взносы весьма ощутимы. Тут наличие разных и сильных команд может перебороть общую меркантильность.

Ведь что вообще заставляет команды играть чаще и на всё более высоком уровне? Это желание доказать что они лучше, сильнее и круче. В своём районе, городе, стране, континенте, в мире, в конце концов. И на этом пути нужно обыгрывать всё новых и новых противников, которые стоят «выше по лестнице», низвергая авторитеты и карабкаясь на самую вершину. Так что для победы над сильнейшими командами можно и в глушь поехать на другой край света за огромные деньги, предпочтя даже гарантированный выигрыш над уже не раз обыгранными командами из соседнего города. Но кто определяет кто сильнейший, и почему именно они? А вот как раз рейтинги серий. И чем дольше существует рейтинг, чем больше команд он охватывает и чем больше к нему доверия — тем больше шансов у турниров входящих в такие серии собрать участников. Доверие же определяет уровень сервиса и стабильность предлагаемых услуг. От качества покрытия до уровня судейства. От наличия табло и удобных пит-зон до соблюдения регламента. И тут «прямые» услуги, о которых мы писали в рецепте «идеального» турнира важнее, чем косвенные. То есть наличие интернет-трансляции, выступление чирлидеров, трибуны для зрителей, трейд-шоу, конечно, нужны, но не столь важны. Как пример, многие стандартные в России услуги (индивидульные места размещения команд под навесом со столами и лавками, бесплатные салфетки и клинеры, выдача питьевой воды, отпуск шаров в кредит) совсем не практикуются на ведущих мировых сериях, но не только из за отсутствия конкуренции, но в основном из-за того, что туда едут не за этим. И создавая свою серию, или пытаясь войти в уже существующую, вы, как организатор, должны учитывать это в не меньшей степени.

Дерзайте, и всё у вас получится. Желаю вам что бы Чемпионат Мира прошёл на площадке вашего клуба. А как организовать международную серию и на что в этом случае вам нужно будет ориентироваться — в следующих номерах журнала «Пейнтбол».