Выбор первого маркера

Выбор первого маркера

Итак, с чего начать поиски первого маркера для себя любимого? 

1. Бюджет покупки.

Как бы ни желалось самого лучшего/точного/лёгкого/быстрого/экономичного - толку от этого чуть и меньше, если нет чёткого обозначения бюджета. На большую часть вопросов о выборе можно ответить однозначно, располагая информацией о предполагаемой стоимости приобретения. Записываем: главное - это бюджет. 

2. Направление использования.

Спорт - забудьте о механике. Цена в данном случае не будет опорным фактором, т.к. отдельные экземпляры электроники заметно дешевле большинства представителей топ-механики. При неограниченном бюджете стоит присмотреться к списку маркеров, используемых регулярно играющими спортивными командами. При наличии лимита руководствуйтесь степенью спортивной ориентированности конкретного маркера. Например, Smart Parts Ion (eXTCy) справедливо преподносился производителем как спортивный маркер начального уровня. В то же время WGP Orracle E-BladeAutococker, некогда сияющая вершина спортивного топ-класса, уже давно способен вызвать лишь недоумение у поклонников спортивного пейнтбола. И это при сопоставимости цен на "подготовленный" Ion и Orracle. Выбор, естественно, за покупателем. 

Лес, тактика - бытует расхожее мнение, дескать, "в лесу с пулемётом - как верхом на вёслах". Одно скажу - консерватизм бывает как здоровый, так и не очень. Сегодняшний «лес» плотно насыщен разнообразной электроникой, подчас, казалось бы, до откровения спортивной. Однако, ни сам лес это не портит, ни на результатах команд и/или отдельных персонажей сколь-нибудь отрицательно не отражается. Мифы о "глючности" и капризах электроники (пусть и не всякой, но на то и выбор даден) давно и успешно развеяны наиболее прогрессивными тактическими командами, играющими круглогодично, при околонулевых и отрицательных температурах и почти в любую погоду. Однако, если «One shot – one out»" и амплуа снайпера засело в голове и выходить не желает, от кроны бьёт током, как из розетки, а фраза «маркер с глазами» наводит на мысли о КГБ - ищите механику, приобретайте и далее по заранее намеченному плану: подкрадывайтесь, делайте свой «one shot», ползите к следующему «one out-у» и т.д. ...

3. Специфичность оборудования.

Каждый маркер имеет свою специфику. Работа с триггером, траектория, скорость замены батарейки, жёсткий кик (отдача), минимальный кик + больший расход воздуха в обмен на это и т.п. Чёткого деления на «хорошие, плохие и индийские» нет – тут вам не синематограф. Основные параметры, имеющие значение в игровом процессе: вес, габарит, эргономика, простота пользовательского обслуживания, "колючесть" в работе с шаром, точность, скорострельность, расход воздуха, безглючность, неубиваемость, ресурс конструкции, частота ТО (читай "плановых визитов к технику"), дизайн. Идеального маркера не существует, отсюда вывод - каждый Буратина сам себе деревянный и выберет то, что наиболее соответствует личной пейнтбольной концепции. Справедливости ради нужно сказать, что даже минимальный анализ рынка под силу далеко не всякому, и зачастую выбор сводится к уравниванию бюджета с визуально-тактильным восприятием (кратко характеризуется как «в руку легло/не легло»). Не менее часто радость от такого приобретения со временем сменяется желанием продать ЭТО и купить ТО, но не всё можно продать так же быстро, как купить. Отсюда следующий пункт –

4. Ликвидность.

Все новые маркеры по потенциальной ликвидности можно смело привязывать к следующим параметрам:

- соотношение «цена-качество-результат» (последнее читать как «кайф от процесса именно с этим маркером»)

- ресурс конструкции. Учтите - мы в России, здесь всё можно ушатать в кратчайшие сроки, девиз «Пятилетку - в три дня» помните?

- ремонтопригодность, включая её перспективную компоненту, т.к. любой маркер живёт до тех пор, пока есть запчасти;

- сезонная ситуация на рынке (как в любом промтоварном рыночном секторе);

- «авторитет» маркера (как общий, так и в конкретном направлении спорт/лес);

Соответственно: бывший в употреблении низкоресурсный маркер от нераспространённого и/или слабообеспеченного запчастями в России производителя, сделанный на основе не зарекомендовавшей себя в России конструкции, продать за сколь-нибудь разумные деньги в России почти невозможно. Каким бы красивым он ни был и как бы распрекрасно он у вас ни стрелял... 

5. Возможность и нужность апгрейда.

Определение: апгрейд - опционная запчасть или совокупность запчастей, влияющая на игровые характеристики маркера.

Исходя из этого все «улучшайзеры» можно условно разделить на «бантики» - оплачиваемые "нужности-красивости-понтовости", на качество работы конструкции не влияюшие, и собственно апгрейды. Стоит также учитывать, что не все апгрейды потенциально суммируемы (т.е. две раздельно эффективные вещи вкупе могут дать нежелательный результат), равно как и есть апгрейды комплексные (бессмысленные по отдельности).

В этом ракурсе есть три основных критерия оценки. Приспособленность конструкции к апгрейду, собственно наличие апгрейдов в ближнем доступе и желание владельца заниматься апгрейдом вообще, как сейчас, так и впоследствии.

Приспособленность к апгрейду - определяется потенциалом, заложенным в конструкцию производителем. Кратко: маркер или апгрейдится, или нет. Конечное «итого», разумеется, не столь однозначно, но в целом ситуация выглядит именно так.

Наличие апгрейдов - определяется качеством конструкции, уровнем продаж конкретного маркера (в частности - в России) и желанием фирм-апгрейдеров что-то делать для него. Абсолютными апгрейд-бестселлерами (в России) были/остаются: платформа Автококер, Smart Parts Impulse, Smart Parts Ion, Bob Long Intimidator третьего поколения.

Желание владельца заниматься апгрейдом - самый субъективный и нестабильный из этих факторов. Одному проще купить законченый маркер, другого хлебом не корми - дай навешать на несчастный маркер барахла «на штуцер баксов», порой даже игнорируя здравый смысл. Снова вспоминаем, что мы в России...

Наиболее востребованными апгрейдами на сегодняшний день являются опционные стволы, болты и платы управления, наиболее востребованными нужностями - цанги, он-офф адапторы, триггеры; самые «необходимые» красивости это разного рода боди- и колор-киты, накладки рукоятей и «глаз». 

Подытожим. Для успешного выбора маркера необходимы:

  • Чёткое представление о бюджете покупки
  • Понимание того, для чего приобретается маркер
  • Знание о специфике понравившегося маркера и готовность к ней
  • Представление о ликвидности приобретаемого
  • При наличии интереса - понимание апгрейд-потенциала будущего маркера
  • Желание и возможность всё это суммировать и помножить на знания, предварительно почерпнутые из обзорных материалов и пользовательских отзывов об интересующем маркере

Я это купил! Что делать?..

А теперь, по многочисленным просьбам стремительно матереющих после приобретения первого маркера новичков – краткий экскурс в пользовательскую специфику ухода за оборудованием. Для начала – термины с пояснениями.

Обслуживание и Уход

Подавляющее большинство не видит между ними разницы. Тем не менее, разница есть. Пред- и послеигровой уход– элементы обслуживания маркера, возложенные на владельца в той же степени, в которой это относится, например, к автомобилям. Наружная помывка автомобиля – акция, с которой вполне в состоянии справиться сравнительно неленивый пользователь, а разница между машиной и маркером лишь в том, что на самостоятельную чистку после игры потребуется гораздо меньше времени, чем на «отбивку» грязи даже с очень небольшого кузова. Пользовательский уход за маркером таков: чистить, холить, лелеять, обеспечивать попадание в маркер эксплуатационных расходников (фильтры-ремн… тьфу! батарейка-смазка) в соответствии с рекомендациями, протирать «очи» и хранить в тепле и сухости как дедушкин маузер, поддерживая внешний вид на уровне «без пробега по России». На этом пользовательское участие в судьбе маркера должно заканчиваться. Однако, вспоминаем, что мы в России, господа, «сэкономил – считай, заработал», «Пятилетку в три дня!» и всё такое – а где можно самому почистить, там и «ТО своими силами» не за горами. И вот уже бывалый сантехник, отцепив от штанины после двухчасового висения ботана-одноклассника, пробует свои силы в бою с дюймовыми шестигранниками, громыхая набором подручного инструмента…Одно скажу: результат ежедневно тренирующегося профессионала, работающего в конкретной специфике всегда будет лучше, чем у сколь угодно талантливого парня с «соседней ветки». Не верите? И не надо – время всё расставит по местам.

Межсервисный настрел

Аналог межсервисного пробега в автомобильной специфике, но исчисляемый не в километрах или моточасах, а в отстрелянных от ТО до ТО коробках шаров. Любой играющий всегда примерно представляет, сколько шаров он сегодня «слил» или сколько денег на них потратил – а значит и учёт при должном подходе труда не составит. Можно считать и в количестве выстрелов, но четырёх-пятизначными цифрами оперировать не столь удобно. Единой рекомендации для всех типов и/или наименований маркеров, разумеется, не существует. Однако поинтересоваться этим параметром следует ещё перед покупкой, дабы позже не иметь бледного вида при ознакомлении со счётом за устранение итогов годичной ежесубботней эксплуатации под девизом «мне в магазине сказали, что это типа «калаша» в пейнтболе». Как и «калаш», любой маркер имеет пороговое значение настрела, по достижении коего следует познакомить его с техником – конечно, если вас интересует не только процесс, но и результат, и та часть его стабильности, которая зависит непосредственно от оборудования. Общие рамки межсервисного настрела в пределах первого года эксплуатации примерно таковы:
Механика (Tippmann 98 и подобные ему, включая электрифицированные и X7 Phenom) – в режиме личной эксплуатации, 3-5 коробок (6-10 тысяч выстрелов) в режиме клубного проката.

Механика (Autococker, включая электрифицированные) – 13-15 коробок (26-30 тысяч выстрелов).

Электроника (схема SpoolValve, «ионоподобные») – 8-10 коробок (16-20 тысяч выстрелов), маркеры MacDev (Droid, Drone, Clone) – 5 коробок.

Электроника (схема PoppetValve, «эгообразные») – 13-15 коробок (26-30 тысяч выстрелов).

Цифра межсервисного настрела, помимо «указующего перста», также является довольно точным индикатором «выносливости конструкции без потери стабильности результата». Впрочем, и тут не без исключений: например, Ионы первой версии выдерживали такие настрелы, при одном упоминании которых тот же DP G3 просто помер бы от страха. И Tippmann, и продукция Eclipse вполне способны на аналогичные сюрпризы. Однако уповать на это не стоит, своевременность хороша в любом деле.

Масло и смазка

Это родственники Обслуживания и Ухода – их тоже с завидной регулярностью и упорством путают. Масло – жидкое, текучее. Смазка – густая, пастообразная. Путать их на практике и в собственном оборудовании может оказаться лотереей с весьма дорогостоящим результатом. Используйте только те смазочные материалы, которые рекомендованы производителем или техническим специалистом, который обслуживает ваше оборудование. За конечную эффективность маркера/воздушной системы/фидера отвечает именно техник.

Обтирочный материал

В пейнтболе их несколько, но все они имеют свою сферу применения. Например, салфетки или «какенпапире» (туалетная бумага, если кто-то вдруг не понял) прекрасно справляются с удалением краски с пластика или ткани, с вымакиванием воды со стекла маски, удалением пота с лица. Различные хлопчатобумажные ткани неплохо вытирают металлические поверхности и кордуру, которая используется для защиты коленей-локтей одежды от протирания. Однако, наилучшим образом со всем этим справляются ткани из микрофибры, со свойствами коих можно ознакомиться по ссылке. В целом же характеристики микрофибры таковы: отлично чистит и впитывает, легко отжимается и сушится, выдерживает многократные стирки, очень неохотно рвётся, не «сыплется» и не оставляет ворса. Старайтесь избегать ворсистых (шомпола а-ляRedz-Empire– исключение), пористых и невлагостойких материалов в процессе чистки, т.к. последующее выгребание ошмётков той же бумаги или поролона из самых неожиданных мест маркера вряд ли входит в ваши планы.

И собственно, об уходе, его периодичности и некоторых мелких нюансах. Пойдём от простого.

Механика (включая электрифицированную)

Вполне прозаическая «порода» маркеров с точки зрения послеигрового обслуживания. Основной набор навыков пользователя сводится, как правило, к маслотряпочному рефлексу, действующему по принципу «Протёр? А помазать?» После игры удаляем очевидную краску и влагу, убеждаемся в том, что снаружи всё до противного чистенькое и приступаем к окапыванию (от слова «кáпать») надлежащих узлов и поверхностей. Пара капель масла на Rear Bolt любимого Tippmann Tango One  без вскрытия оного с последующим десятком холостых выстрелов в специально обученную подушку ему точно не повредит. Поменьше смазки и побольше чистки; на досуге ознакомьтесь с мануалом, это отнюдь не вредно в отличие от «заправки» маркера маслом. Любителям после каждой игры разбирать и чистить препятствовать бессмысленно, скажу лишь, что большая часть этих парней регулярно что-нибудь теряет или забывает смазать… J

Электроника

Базовые рекомендации схожи, хоть и чуть более развесисты.

После игры также удаляем всю имеющуюся в наличии влагу, включая ту, что накопилась в области размещения электронных компонентов (как правило, под накладками рукояти и глаз). В осенне-зимний период после игры невредно вскрыть накладку, под которой живёт плата, и оставить  примерно на сутки в комнатной температуре для высушивания конденсата. Коль уж вскрываем батарейный отсек, то батарею лучше отсоединить. В отдельных случаях невредно будет снять накладки рукояти полностью, дабы своевременно (или не очень) удалить краску, накопившуюся на «невскрываемой» стороне рукояти.

Регулярность чистки и смазки определяется мануалом (как правило, достаточно подробным), с количествами смазки будьте аккуратны – передоз традиционно вреден, лучше попросите техника показать куда и сколько.

Электронные маркеры – создания более тонкие и «нервные», нежели их прокатно-механические родичи. Посему, во избежание несанкционированных выступлений и самопроизвольных выстрелов при вкручивании-выкручивании баллона держите маркер стволом вниз, с обязательной заглушкой на стволе и с он-офф адаптером в положении «Офф», т.к. неведомые доселе глаза-уши-нос могут оказаться обладателями очень сильного адвоката…

И последнее в ряду общих рекомендаций. Столкнулись с проблемой, симптомы непонятны, маркер не работает? Если это электроника, замените батарею на НОВУЮ АЛКАЛАЙНОВУЮ и проверьте – примерно 80% проблем в электронике/электромеханике происходят от «дохлой», дешёвой или «сэкономленной» батареи. Не спасло? Оставьте всё как есть до встречи с техником – ему будет проще, а вам – дешевле разобраться с причинами, если добрый (но, как правило, криворукий) мифический персонаж по имени «Один Парень» не доберётся до маркера, за работоспособность которого он не отвечает.


Успехов! 

Полная или частичная перепечатка - только с разрешения автора, технического центра Doc’sTECH,  онлайн-журнала «Пейнтбол», портала Paintball.Ru.