Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная.
Кубок Мира наконец-то выполз на всеобщее обозрение – впервые за много лет он не прячется в джунглях, не ныкается на летном поле заштатного городка и не упрятан в тупике диснеевского World of Sports. Площадки встали прямо у двух магистралей – Оцеола парквэй и 4й интерстейт хайвей. По московским меркам это примерно как на пересечении Ленинского проспекта и улицы Островитянова – не центр, конечно, но место хорошо обозримое и легкодоступное.
И? И где все толпы зрителей, внезапно узнавших о пейнтболе и жаждущих на него посмотреть? А нигде. Это для нас Кубок Мира свет в окошке, а в Америке мероприятия такого масштаба и охвата проходят постоянно - каждые выходные где-то в пределах 50 километров от произвольно выбранной точки случаются ярмарки, слеты любителей овсянки, чемпионаты мира по метанию кроссовок, гонки на байдарках задом наперед и т.п.. И я подозреваю, если даже воткнуть поля Кубка не в Орландо, где потенциальным зрителям в первую голову интересен Диснейленд и Ко, а непосредственно в Центральный парк Нью-Йорка – результат будет тот же. Потому что в нынешнем мире зрителю нужно показать картинку в телевизоре. А явление, которого нет в телевизоре, не существует. Не существует и пейнтбол.
![]() |
![]() |
Для широкой аудитории, разумеется. Для нас, повторюсь, он вообще смысл жизни. Но что мы, т.е. пейнтбольная тусовка, с точки зрения масс-медиа? Так, очередная группка околоспортивных маргиналов, вроде радиоохотников за лисами или стрелков из арбалета. Т.е. виды уважаемые, с историей, иногда их даже интересно посмотреть в качестве курьеза, но – не масовые.
![]() |
![]() |
В самостоятельный приход телевизора на пейнтбол теперь верят только самые отъявленные оптимисты – форма, понятное дело, у нас красивая, только вот движуха на поле непосвященному взгляду - совсем непонятное дело. Свежий зритель как раз и видит курьез, на который можно глянуть раз в год, а вот систематического зрителя взять неоткуда. И получается заколдованный круг – чтобы стать массовым спортом, надо попасть на ТВ, а чтобы попасть на ТВ, надо вырастить массового зрителя, разбирающегося в пейнтболе.
И эта мысль начинает доходить до «пейнтбольной индустрии» не в последнюю очередь благодаря кризису – если в жирные годы еще были иллюзии, что можно пробиться «в ящик» своими силами, после чего немедленно начнется щассье и мощный приток новых игроков, то сейчас бюджеты сворачиваются и о том размахе ТВ-попыток уже можно забыть.
![]() |
![]() |
Проявляется это прежде всего в ощущениях – Кубок Мира всегда заряжал своим оптимизмом и уверенностью в перспективах, чего нет на этот раз. Понятно, что кризис, понятно, что падают обороты (Европа, кстати, тоже очень сильно просела) и что характерный для прошлых лет водопад новинок сейчас невозможен, но где кураж и убеждение, что именно вот эта вот фигня совершит переворот и в пейнтбол ломанутся тысячи и миллионы новых поклонников? Даже в 2008-2009 годах родился 50й калибр, были попытки создать электропневматический маркер, не требующий баллонов и, следовательно, заправки… С какими восторженными глазами новаторы от пейнтбола тогда рассказывали о грядущих изменениях в игре! Ныне же 90% «новинок» на Кубке – новые цвета старых изделий, никаких громких премьер, которыми были, например, Rotor, Geo или Sly нет и в помине.
![]() |
![]() |
Ушло и разнообразие трейд-шоу – вместо десятков фирм, фирмочек и фирмешек осталось только несколько монстров и дюжина контор поменьше. Причем исчезли не «бизнесы на коленке» или «маркеры, сделанные в гараже», а крупные и хорошо известные фирмы. Не было на кубке Custom Products, Trinity, Guerilla/Tiberius, GenE… Сожраны в ходе укрупнения JT, Kingman, Exalt, Raven, RedZ, NXe… Низведены до отдельных стендиков Bob Long, Bunker King, MacDew… Понятно, что укрупнение, тем более в такой узкой нише, как пейнтбол – естественный процесс, но сужение разнообразия (ну, или переход от конкуренции к монополизации) оптимизму не способствует. Кто сейчас вспомнит такие интересные фирмы, как Center Flag, AIM, Raven, Mantix, Brass Eagle, Lucky?
![]() |
![]() |
Перечислять потери можно долго, проще сказать, кто был. Virtue, Eclipse, Valken, DYE, Luxe. GI и KEE. Причем две последние уже сливаются в одну компанию, а про DYE злые языки поговаривают, что недолго осталось. Итого – 5-6 грандов на крупнейшее пейнтбольное событие года. И магистральное направление за последние годы выражено достаточно четко – монстры подгребают под себя всех, кто помельче, имея в пределе одну компанию на все про все. И это отлично видно по ситуации с шарами, если раньше Кубок означал выбор между 5-6 производителями, то сейчас дело свелось к двум – GI (сделано в Канаде) и Valken (сделано в России). Одна надега на то, что их владельцы Джино и Ричмонд – давние и непримиримые конкуренты и объединятся вряд ли.
![]() |
![]() |
И даже они, правоверные пейнтбольные пуристы и «визионеры», определявшие пути развития индустрии и спорта, сейчас утратили идеологическую девственность и стыдливо демонстрируют продукцию для страйкбола и лазертага.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Понятно, что большой системный кризис в мировой экономике не может не отразиться на таком маленьком пятачке, как пейнтбол, но хуже всего даже не падение продаж, численности игроков, числа новинок – хуже, что пропал кураж. Начинавшие в гаражах копании сумели в 90х на энтузиазме и оптимизме вытащить пейнтбол из лесов и болот, но уперлись в стену. А вот откуда взялась эта стена, мы поговорим в следующий раз.
