Связь – основа управления

Связь – основа управления

Использование, а если быть точнее, грамотная организация радиосвязи - очень важная составляющая игры. Переоценить ее сложно, недооценить легко. Информация, любая, это ключ к решению многих игровых ситуаций, ее нужно получить, передать и грамотно ею воспользоваться. Здесь мы рассмотрим общие принципы, как получить и как передать информацию.  В данной статье мы постараемся максимально избежать специальных технических терминов и непонятных словосочетаний, хотя без некоторых, безусловно, не обойтись. Те читатели, которые захотят  осуществить "полное погружение", без проблем могут его реализовать на просторах Интернета. Мы же, в данной статье, постараемся дать базовые принципы организации радиосвязи в условном игровом "штабе".

Существует несколько основных моментов, которые следует учитывать для достижения максимальной эффективности процесса. Как правило, большинство из них, старо как мир.

Для начала определим цель. Затем определим схему, подходящую под поставленную цель. Далее перейдем к технической составляющей нашей схемы. И закончим организационными тонкостями. И уточним, что в данной статье мы рассматриваем организацию именно штабной радиосвязи. Не внутрикомандной, и не организаторской.

Первичная схема организации связиПри данных условиях, цель радиосвязи может быть различна и зависит, прежде всего, от масштаба игры и состава участников. Для примера: целью может быть организация, прежде всего, связи между подразделениями – «корпусами», «полками», «дивизиями». Может быть цель - организация общей связи, включающая и вышеуказанную, межкорпусную. Может быть, что основная цель - это только радиоперехват переговоров условного противника. Соответственно, под разные цели нужны и различные схемы.  Здесь мы попытаемся построить некий симбиоз, обобщенная схема выглядит примерно следующим образом:

А для чего вообще нужна схема?  Прорисовав схему, мы получаем визуальную картинку радиообмена. При кажущейся простоте изначальной задачи, визуально мы получаем картину задействованных информационных потоков, больше похожую на хаос. Собственно, данная схема хаосом и является. Нужна срочная модификация.

Модифицированная схема организации связиМодифицированная схема будет выглядеть следующим образом:

Что изменилось? Ввели "центр обработки информации", (далее по тексту ЦОИ, это может быть от одного до трех человек, которые сортируют и отслеживают радиообмен). Выделенными  цветными стрелками установили приоритеты радиообмена. В результате, парадокс, введя дополнительную информационную единицу, в целом схему упростили и высвободили время "штабу" на принятие решений, переложив аналитическую часть работы на ЦОИ.

Получив устраивающую нас схему, можем перейти к техническому наполнению. Пейнтболисты - народ разношерстный, соответственно и оборудование (в данном случае радиостанции) у всех разные и с разными техническими характеристиками.

Здесь не лишним будет минимальный технический экскурс. 

LPD 433 Мгц (Lower Power Device - Маломощное устройство) дипазон включает в себя 69 симплексных каналов с шагом 25 кГц. Мощность радиостанций - 10 мВт. Обычно LPD-радиостанции оснащены CTCSS кодеком на 38 тонов. Диапазон безлицензионный и предназначен для использования на территории России и стран Европы.

CB 25-30 Мгц (Citizen Band - Гражданский дипазон) включает в себя 2 частотные сетки C и D по 40 симплексных радиоканалов с шагом 10 кГц. Мощность радиостанций - 10 Вт. Разрешены SSB, AM, FM модуляции. Дипазон безлицензионный и предназначен для использования на территории большинства стран, в том числе и России.

PMR 446 Мгц (Personal Mobile Radio - Личное мобильное радио) диапазон включает в себя 8 симплексных каналов с шагом 12,5 кГц. Мощность радиостанций - 500 мВт. Обычно PMR-радиостанции оснащены CTCSS кодеком на 38 тонов. Дипазон безлецензионный и предназначен для использования на территории США и Канады. Для использования на территории Европы, в том числе и России запрещён.

GMRS 467 Мгц (General Mobile Radio Service - Основная Подвижная РадиоСлужба) включает в себя 14 симплексных радиоканалов с шагом 12,5 кГц. Мощность радиостанций - 2 Вт. Радиостанции оснащены CTCSS кодеком на 38 тонов. Дипазон безлицензионный и предназначен для использования на территории США и Канады. Для использования на территории Европы, в том числе и России запрещён.

FRS 462 Мгц  каналы обеспечивают меньший радиус действия, чем GMRS (обычно до 1-5 км), но при этом расходуют меньше энергии.

Как правило, в большинстве случаев, люди играющие в пейнтбол не очень давно (1-3 года) имеют в своем арсенале недорогие  радиостанции LPD диапазона. Более опытные игроки  переходят на диапазон  FRS. Диапазон CB используется в пейнтболе крайне редко, в единичных случаях, его можно в расчет не принимать. Этот постулат и возьмем за аксиому в нашей схеме. Не лишним будет знать, что например, канал 1 LPD  диапазона соответствует частоте 433.075 Мгц, канал 2 – частоте 433.100 Мгц и так далее с шагом 25 кГц. Полную таблицу соответствия легко найти в Интернете.

В построенной нами схеме есть две опорные единицы - это ЦОИ и "радиоперехват". Вот их укомплектованию и стоит уделить максимальное внимание. С технической точки зрения обе единицы должны быть укомплектованы максимально мощными станциями, с максимально расширенными диапазонами и возможностью сканирования эфира. Это могут быть как стационарные, так и мобильные станции. Сегодня на рынке богатый, на любой кошелек,  выбор и тех и других. Если нет возможности приобретения, то сойдет и обычная бюджетная мобильная станция, хотя ее эффективность, конечно, будет ниже. Но здесь самое главное - чтобы руки у пользователя кривыми не оказались. Так же, в нашей практике, были случаи привлечения к данной проблеме радиолюбителей со стажем со своей аппаратурой, "фанатиков" своего дела, которые с удовольствием включаются в процесс.

Следующий организационный этап - это установление правил радиообмена и составление сетки радиочастот. К этому этапу относится присвоение "позывных" в эфире для приоритетных пользователей. Ну к примеру, Иванов - "Иван", Федоров - "Федот" или Иванов - "Сокол", Федоров - "Ястреб", в общем, как вам больше нравится. Так же не лишним будет задать, понятные только вам и приоритетным пользователям, условные названия для предполагаемых основных действий и "баз": атака базы Х- "план А на точке 1", оборона базы У- "план Б на точке 2" и так далее. Здесь опять все на усмотрение организатора радиообмена.  Далее желательно взять таблицу соответствия частот (о которой мы упоминали выше) и закрепить частоты  за конечными пользователями, согласно разработанной нами схемы. Обязательно следует предусмотреть две-три резервные частоты, на всякий случай.

На этом, собственно можно и закончить. Ваш план радиообмена вашей игры готов.

Что еще необходимо учитывать?

1. Правильно расставить приоритеты в вашей схеме радиообмена. Например, пара-тройка «разведгрупп» может иметь приоритет связи со штабом, сравнимый с приоритетом «корпуса» - разумеется, в том случае, если от этих групп ожидается критически важная информация.

2. Правильно оценить квалификационный состав вашей  игровой армии (дивизии, полка, отряда) с точки зрения радиообмена. Т.е. сам уровень подготовки игроков и их (вкупе с вашими) технические возможности. И на наиболее важных каналах должны оказаться «радисты» с наибольшим опытом.

3. Сложная кодировка эфира, безусловно, доставит неприятности условному противнику в случае радиоперехвата, но так же и вам жизнь не облегчит. Слишком простая кодировка - облегчит жизнь вам, но равно и вашему противнику. Опять же, в нашей практике были случаи, когда из-за слишком простой кодировки наши радисты читали перехваченные сообщения условного противника как открытую книгу, чем радостно пользовалась вся игровая армия.

4. Ну и не забывайте народную мудрость, что все гениальное - просто. В суматохе и адреналине «сражения» замороченные схемы, которыми придется пользоваться не имеющими многолетнего опыта радиосвязи игроками, скорее всего, не сработают и информация пойдет в эфир без ранжирования и кодирования.

Будем очень рады, если хотя бы малая часть нашего опыта пригодится и вам в игре.