Записки пессимиста

Записки пессимиста

Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная.

Кубок Мира наконец-то выполз на всеобщее обозрение – впервые за много лет он не прячется в джунглях, не ныкается на летном поле заштатного городка и не упрятан в тупике диснеевского World of Sports. Площадки встали прямо у двух магистралей – Оцеола парквэй и 4й интерстейт хайвей. По московским меркам это примерно как на пересечении Ленинского проспекта и улицы Островитянова – не центр, конечно, но место хорошо обозримое и легкодоступное.

И? И где все толпы зрителей, внезапно узнавших о пейнтболе и жаждущих на него посмотреть? А нигде. Это для нас Кубок Мира свет в окошке, а в Америке мероприятия такого масштаба и охвата проходят постоянно - каждые выходные где-то в пределах 50 километров от произвольно выбранной точки случаются ярмарки, слеты любителей овсянки, чемпионаты мира по метанию кроссовок, гонки на байдарках задом наперед и т.п.. И я подозреваю, если даже воткнуть поля Кубка не в Орландо, где потенциальным зрителям в первую голову интересен Диснейленд и Ко, а непосредственно в Центральный парк Нью-Йорка – результат будет тот же. Потому что в нынешнем мире зрителю нужно показать картинку в телевизоре. А явление, которого нет в телевизоре, не существует. Не существует и пейнтбол.

Пустовато... Да и в шатрах тоже нет привычной толкучки

Для широкой аудитории, разумеется. Для нас, повторюсь, он вообще смысл жизни. Но что мы, т.е. пейнтбольная тусовка, с точки зрения масс-медиа? Так, очередная группка околоспортивных маргиналов, вроде радиоохотников за лисами или стрелков из арбалета. Т.е. виды уважаемые, с историей, иногда их даже интересно посмотреть в качестве курьеза, но – не масовые.

А вот за подписями народ есть! И на раздаче халявы тоже!

В самостоятельный приход телевизора на пейнтбол теперь верят только самые отъявленные оптимисты – форма, понятное дело, у нас красивая, только вот движуха на поле непосвященному взгляду - совсем непонятное дело. Свежий зритель как раз и видит курьез, на который можно глянуть раз в год, а вот систематического зрителя взять неоткуда. И получается заколдованный круг – чтобы стать массовым спортом, надо попасть на ТВ, а чтобы попасть на ТВ, надо вырастить массового зрителя, разбирающегося в пейнтболе.

И эта мысль начинает доходить до «пейнтбольной индустрии» не в последнюю очередь благодаря кризису – если в жирные годы еще были иллюзии, что можно пробиться «в ящик» своими силами, после чего немедленно начнется щассье и мощный приток новых игроков, то сейчас бюджеты сворачиваются и о том размахе ТВ-попыток уже можно забыть.

Люди еще есть... ...но количество компаний сокращается.

Проявляется это прежде всего в ощущениях – Кубок Мира всегда заряжал своим оптимизмом и уверенностью в перспективах, чего нет на этот раз. Понятно, что кризис, понятно, что падают обороты (Европа, кстати, тоже очень сильно просела) и что характерный для прошлых лет водопад новинок сейчас невозможен, но где кураж и убеждение, что именно вот эта вот фигня совершит переворот и в пейнтбол ломанутся тысячи и миллионы новых поклонников? Даже в 2008-2009 годах родился 50й калибр, были попытки создать электропневматический маркер, не требующий баллонов и, следовательно, заправки… С какими восторженными глазами новаторы от пейнтбола тогда рассказывали о грядущих изменениях в игре! Ныне же 90% «новинок» на Кубке – новые цвета старых изделий, никаких громких премьер, которыми были, например, Rotor, Geo или Sly нет и в помине. 

Множество новинок! Любые цвета!

Ушло и разнообразие трейд-шоу – вместо десятков фирм, фирмочек и фирмешек осталось только несколько монстров и дюжина контор поменьше. Причем исчезли не «бизнесы на коленке» или «маркеры, сделанные в гараже», а крупные и хорошо известные фирмы. Не было на кубке Custom Products, Trinity, Guerilla/Tiberius, GenE… Сожраны в ходе укрупнения JT, Kingman, Exalt, Raven, RedZ, NXe… Низведены до отдельных стендиков Bob Long, Bunker King, MacDew… Понятно, что укрупнение, тем более в такой узкой нише, как пейнтбол – естественный процесс, но сужение разнообразия (ну, или переход от конкуренции к монополизации) оптимизму не способствует. Кто сейчас вспомнит такие интересные фирмы, как Center Flag, AIM, Raven, Mantix, Brass Eagle, Lucky?  

WC0009 WC0015

Перечислять потери можно долго, проще сказать, кто был. Virtue, Eclipse, Valken, DYE, Luxe. GI и KEE. Причем две последние уже сливаются в одну компанию, а про DYE злые языки поговаривают, что недолго осталось. Итого – 5-6 грандов на крупнейшее пейнтбольное событие года. И магистральное направление за последние годы выражено достаточно четко – монстры подгребают под себя всех, кто помельче, имея в пределе одну компанию на все про все. И это отлично видно по ситуации с шарами, если раньше Кубок означал выбор между 5-6 производителями, то сейчас дело свелось к двум – GI (сделано в Канаде) и Valken (сделано в России). Одна надега на то, что их владельцы Джино и Ричмонд – давние и непримиримые конкуренты и объединятся вряд ли.

Valken улыбается GI Sportz расширяется

И даже они, правоверные пейнтбольные пуристы и «визионеры», определявшие пути развития индустрии и спорта, сейчас утратили идеологическую девственность и стыдливо демонстрируют продукцию для страйкбола и лазертага.

WC0024 WC0011 WC0008 WC0004

Понятно, что большой системный кризис в мировой экономике не может не отразиться на таком маленьком пятачке, как пейнтбол, но хуже всего даже не падение продаж, численности игроков, числа новинок – хуже, что пропал кураж. Начинавшие в гаражах копании сумели в 90х на энтузиазме и оптимизме вытащить пейнтбол из лесов и болот, но уперлись в стену. А вот откуда взялась эта стена, мы поговорим в следующий раз.

WC0005